Исповедь и дети

Если взрослые разговаривают с ребенком о заповедях, то внедрение в мир нравственности происходит правильно. Хуже, если нет общения. Тогда ребенок может иметь ненужные переживания. Например, сын моей коллеги очень переживал, что «прелюбодействует», потому что несколько раз спал в постели двоюродного брата. Он понял заповедь как мог, а объяснить ему было некому.

Дети иначе относятся к своим телам, чем молодежь и взрослые. Парадоксально, но на определенные вещи (например, связанные с сексуальностью) нужно обратить внимание только для того, чтобы ребенок знал: его это не касается.

– Психология издавна знает, что обещание будущих кар больше способствует интересу к запрещенной вещи, и большая награда в будущем вовсе не способствует желаемому поведению. Так как же быть с истиной, что Бог за добро вознаграждает, а за зло наказывает?

Теперь больше внимания следует обращать на формирование вдумчивой совести, чем на запугивание Богом. Подчеркивается милосердием. Форма греховной молитвы «Жалею про все мои грехи, из-за них я потерял небо и заслужил справедливое наказание – ад» не вызывает доверия к Богу и не формирует совесть ребенка. Она звучит как приговор осуждения грешника, а не как Благая Весть о том, что Бог нас любит.

– Так нужно ли отказаться от вины как категории?

Нет. Дети знают, что такое вина, способны ее распознать в себе и взрослых. Не об этом идет речь, чтобы устранить понятие вины, но чтобы признания содеянного сопровождалось чувством прощения и принятия со стороны Бога.

Оставить комментарий

Ваш email не будет передаваться третьим лицам. Обязательные поля помечены *