Обзор фильма “Призрак в доспехах”

Адаптация – не экранизация

Известно, что фильм позиционирует себя, как киноадаптация одноименной манги. Она стала популярной на рубеже тысячелетий, когда все пытались выяснить, что несет человечеству новая эпоха. Именно киноадаптация, а не экранизация, поэтому не стоит плеваться во все стороны, крича об испорченном аниме. В конце концов, все уже привыкли к фильмам Marvel, где берется только основная сюжетная линия с комикса, на которую накладывается обработка сценариста. Никто не кричит (ну почти) про сломанные каноны. То, что Вы хотели увидеть фабулу, полностью соотнесенность с первоисточником и не увидели ее там – исключительно ваша проблема. Тем не менее сохранить атмосферу кибер-будущего, изображенную в аниме, а затем и в гениальном мультфильме Осии Мамору, авторы фильма были обязаны сохранить. К сожалению, не удалось.

Призрак в доспехах

Весь сюжет крутится вокруг извечного цивилизационного вопроса «А что дальше?» Это еще одно предположение о том, что в будущем роботы станут неотделимыми от человека. Причем настолько, что будут частью не только человеческого быта, но и организма. История развивает мысль о том, что можно «втянуть» человеческий мозг в искусственную оболочку. Права на съемку адаптации DreamWorks купили еще в далеком 2008, но понадобилось 9 лет для ее выхода. Похоже, все это время размышляли, как сделать японское творение ближе к массовому западному зрителю.

Во-первых, 20 лет развития внесли коррективы в сюжет. Нам уже не говорят, что события происходят в 2029 (как в оригинальной манге), ведь мы понимаем, что за десять лет наука и техника не дойдут до такого уровня. Во-вторых, если для создателей манги сеть к которой были бы подключены все люди работы на свете, была эфемерным, далеким и невозможным явлением, то мы сейчас имеем Интернет точно такую же сеть.

Похоже, еще одним средством приближения истории к Западу является то, что на роль главного женского персонажа Мотоко рассматривали не японок, которые выглядели органично в реалиях Гонконга, а хорошо известных Голливудских актрис – Робби, а после ее отказа Скарлет Йохансон. Скарлет кстати хотели сделать больше похожей на азиатку с помощью компьютерной графики, но после первых результатов категорически отказались от этой идеи (даже страшно, что же они там такое создали). Тем не менее, каким-то образом стилистам удалось сделать актрису поразительно похожей на оригинальную Мотоко-Майора.

Скарлетт Йоханссон – лучшая в этом фильме, потому что она смогла принести сюда свою неизменную харизму и отличную актерскую игру.

Глядя на нее, зритель действительно верит, что перед ним киборг. Она движется, ведет себя действительно, как искусственное тело, даже моргает очень редко. Хотя бы что ни говорили, но и здесь Йоханссон сыграла Наташу Романову из Японии будущего – супергероя в обтягивающем трико, и это должно привлечь подростков и сильную половину человечества (сами понимаете почему).

С другой стороны этот персонаж довольно непродуманный – Майор внезапно задыхается, потом плавает под водой часами, непонятно ничего о строении ее искусственного тела – оно с поликарбонатом, соответственно не способно выполнять функции естественны. Тем не менее, мозг в Майора – человеческий, и для его поддержания необходим кислород и питательные вещества. Откуда они вообще берутся? Если нет, то как ее нейроны НЕ отмерли? Если мозг Мотоко тоже синтетический, то как ученые Ханки смогли превратить программный код в действительно человеческое сознание? Конечно, это не стоит объяснять в течение половины фильма, но дать немного больше намеков про строительство киборга, кажется, следовало бы.

Щепотку своей харизмы принес в фильм также легендарный Такеши Китано, правда его образ показался тоже неполным – командир отдела No9 почему-то говорит все время «субтитрировано» японской, тогда как к нему все обращаются на английском. Почему так происходит, ведь очевидно, что он понимает язык? А, точно, голливудские киноделы решили таким образом создать дополнительную атмосферу Японии. Лучше бы они японцам хотя бы не второстепенные роли набрали. Почему его персонаж такой благосклонен к Мотоко и прощает ей все неправомерные и абсолютно запрещены законом поступки? Несмотря на это, очень приятно смотреть на этого мудреца-старца, который с легкостью уничтожает тех дурачков, решившие посягнуть на его жизнь. Делает он это без страха и с каменным лицом самурая. Некий японский вариант крестного отца.

Бато, который в манге тоже был киборгом, здесь потерял смысловую нагрузку и роботизацию. Он скорее является связью Мотоко с миром людей, потому что именно благодаря ему она чувствует себя нелишней среди homo sapiens. Ничего хорошего, как и плохого об этом персонаже говорить нельзя, потому оставим его в покое с его собачками.

Призрак в доспехах

Японской атмосферы в фильме критически мало. Язык командира 9 отдела и его самурайская невозмутимость, о которой я уже упоминал, гейши-киборги и кое-где традиционные предметы быта – вот и все, чем лента отличается от американских реалий. «Призрак» выглядит как обычный американский экшн. Кто-то называет это интернационализацией, но это скорее засилье голливудской традиции в кинематографе. Хотя сами японцы меньше критикуют это, чем западные зрители. Они убеждены, что по своему происхождению и духу фильм в любом случае является японским, а значит вызовет интерес к их культуре. Похоже японцы страдают тем же комплексом, и украинцы.

“Если мою страну показали в американском фильме, то это уже победа, и неважно насколько это сделано качественно и объективно”.

Если к физике в ленте у меня были серьезные претензии, то графика – безупречна, снимаю шляпу перед ее создателями. Где таким город и будет выглядеть через 20-30 лет. Голографические рекламы, дома, растущие вверх, потому что развиваться вширь уже невозможно, транспортные развязки на уровне 20 этажа и т.д. Так же безупречным есть и процесс создания брони Майора и его «ремонт» позже. Вообще целью этого эпизода было более реалистичное изображения создания оболочки «привидения», поэтому ему посвятили много времени и денег

Основной посыл фильма заключается в том, что человек, как бы он не менялся, что бы с ним не случилось, даже когда от него останется только призрак, должен оставаться человеком. Банально, но жизненно. Попытки Мотоко зацепиться за воспоминания, вернуть свое прошлое – характерная черта именно человека. Потому что «за прошлое мы можем пойти в будущее» – примерно так в своей конечные пафосной речи говорит Мотоко.

На самом деле, трагедия бунтаря, которого убили, чтобы создать податливого «кролика» – кажется в этом году мы такое уже видели. Ага, «Кредо убийцы», было такое. Здесь и ученый, так искренне убежден в высокой цели своих действий, не замечает откровенной спекуляции продуктами своего труда. Здесь и герой, хочет разобраться в своем прошлом. Здесь и прощание с ним на крыше, что вселяет веру в его дальнейшие подвиги. Здесь и переход на сторону врага, который оказался другом. Касательных точек более чем достаточно, но больше всего их объединяет изображения технического прогресса, как угрозы в прошлом и будущем одновременно.

Призрак в доспехах

Этот фильм стоило бы отнести к классике киберпанка за визуальную составляющую, но не сюжет. Тем не менее он имеет право на существование гораздо больше, чем некоторые другие ленты. Не меньшим важную роль здесь сыграли умение Руперт Сандерса показать красивую драматическую картинку, актерское мастерство Скарлетт Йоханссон и как всегда гениальные саундтреки Клинта Мансела, заставляющие намного глубже переживать происходящее на экране.

Итак, отбросив субъективность, видим, что, даже не передав всей той атмосферы Масамунэ Сиро и Мамору Осии, создателям удалось создать идеальную картинку будущего, которая вполне заслуживает свое отдельное существования от первоисточника с сохранением его посыла. 7/10 фильма о человеке – венец творения высших сил / природы и о киборга – венец творения человека.

Оставить комментарий

Ваш email не будет передаваться третьим лицам. Обязательные поля помечены *